ЗаключениеПодводя итоги можно сделать следующие выводы: 1. Кант создает принципиально новую философию, явившуюся синтезом рационализма и эмпиризма. Он четко разводит чувственный и рациональный «стволы познания», делает их непересекающимися. 2. Возникает вопрос: как взаимодействуют эти непересекающиеся «стволы»? Кант отвечает что именно «категории служат компонентами синтеза чувственности и рассудка. Они проникают в чувственность, делая ее осмысленной, подлинно человеческой. 3. Аргумент Юма, выведший Канта из «догматического сна», был следующим: 1) общее положение, или большая посылка – если невозможно a priori доказать основоположение о причинности, то понятие причины возникает из опыта, 2) меньшая посылка – невозможно доказать основоположение о причинности и 3) заключение – понятие причины есть продукт опыта и воображения. Большая посылка, расширенная и на другие понятия чистого рассудка, лежит в основании трансцендентальной дедукции категорий, сама же дедукция является развернутым опровержением, также расширенной меньшей юмовской посылки. Отсюда следует, что Кант проводит дедукцию всех двенадцати категорий одновременно. 4. Кантовская дедукция имеет сложную иерархическую структуру. На каждом уровне иерархии находятся по две дедукции: метафизическая – трансцендентальная, объективная – субъективная, достаточная – полная, полная «сверху» – полная «снизу». 5. Кантовская дедукция категорий не была дедукцией в том смысле, в каком ее понимает формальная логика. 6. Проведение дедукции категорий можно считать успешным, если признать кантовскую трансцендентальную эстетику, разделение мира «вещей в себе» и «вещей для нас», а также то, что дедукция все же была «трансцендентальной», которая могла и не совпадать с дедукцией в традиционном смысле этого слова. наверх |
© С.В. Акимов, 2004 |