Введение
«Главная цель теоретической философии Канта – определение возможности, объема и границ априорных синтетических познаний, или, что то же са-мое, априорных познаний предметов… Классическое изложение основ теоретической философии Канта содержится в «Критике чистого разума». В самой «Критике» разделом, где концептуально в общей форме разрешается центральный для Канта вопрос о возможности, границах и объеме априорных синтетических познаний из чистого рассудка, является «Трансцендентальная аналитика». В свою очередь, композиционный центр «Аналитики» составляет «Трансцендентальная дедукция категорий». Именно здесь сосредоточены основные аргументы Канта в решении главной проблемы критицизма. Само название дедукции свидетельствует о том, что в ней дается обоснование правомерности априорного синтетического познания с помощью «элементарных» понятий рас-судка – категорий. Трансцендентальная дедукция «также подтверждает нечувственное происхождение категорий и тем самым помогает избежать срастания «двух стволов» человеческого познания – рассудка и чувственности. В то же время, дедукция раскрывает механизмы взаимодействия чувств, рассудка и во-ображения [2., С. 3 – 4]». Из вышесказанного видно, что трансцендентальная философия Канта и в частности ее часть о дедукции категорий имеет важное теоретическое и историко-философское значение, так как в ней решаются вопросы о границах и возможностях нашего познания. Несмотря на то, что философии Канта посвящена обширнейшая литература, работ посвященных дедукции категорий крайне мало. На русском языке, видимо, имеется лишь одна монография по данному вопросу, а именно работа В.В. Васильева «Подвалы кантовской метафизики». Она была взята за основу данной работы. Здесь сохранены ссылки на литературу, приводимые В.В. Васильевым. В.В. Васильев проводит работу по реконструкции кантовской дедукции категорий. Он определяет местоположение различных видов дедукции (метафизической и трансцендентальной, объективной и субъективной, достаточной и полной, полной дедукции «сверху» и «снизу») в обоих изданиях «Критики чистого разума». Для достижения этой цели он использует анализ других работ, в частности «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» и «Метафизические начала естествознания» а также переписку и черновики Канта. В.В. Васильев также показывает изменение воззрений Канта на важность различных видов дедукции. Несмотря на то что В.В. Васильев провел важную работу, в ней недостаточное внимание уделено интерпретации кантовской дедукции, отсутствует анализ критики дедукции другими исследователями. Целью данной работы является изложение трансцендентальной дедукции категорий, проведенной Кантом. В ней необходимо показать возникновение проблемы дедукции категорий, механизм этой дедукции, проведенной Кантом, а также дать анализ дедукции, представить критику дедукции, данную другими философами и исследователями творчества Канта, попытаться ответить на во-прос о том, удалось ли Канту провести дедукцию. Данная работа состоит из трех глав. В первой главе показывается возникновение проблемы дедукции. Во второй главе показан механизм дедукции, проведенной Кантом. Разбираются различные виды дедукции. Приводится график, показывающий как соотносятся между собой эти дедукции, а также таблица в которой приводится их краткая характеристика. В третьей главе приводится критика дедукции категорий, данная разными исследователями, а также делается попытка ее интерпретации. наверх |
© С.В. Акимов, 2004
|