Кантовская дедукция категорий

   mail: Вэбмастеру

Введение


Без сомнения, все наше знание начинается с опыта…Но хотя наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оно все проис-ходит из опыта…Поэтому возника-ет вопрос…существует ли … незави-симое от опыта и даже от всех чув-ственных впечатлений знание?

И. Кант
«Критика чистого разума»


Кант является основоположником Немецкого классического идеализма. Его теоретическая философия явилась качественно новым явлением в истории философии. Ее нельзя однозначно отнести ни к рационализму ни к сенсуализму. Его философию нельзя также однозначно назвать ни скептической ни догматической. Сам же Кант называл свою философию трансцендентальной.

«Ключ к кантовской метафизике – в понятии «трансцендентального» знания. Эта наука не о чувственно воспринимаемом мире (имманентном) и не о сверхчувственном умопостигаемом бытии (трансцендентном), но о (разуме), т. е. способности человека, которая воплощает и обнаруживает себя и в предметах природы, и в его собственной душе, иначе говоря, во внешнем и внутреннем мире. Трансцендентальная философия – это «критика» разума или изучение субъекта (studium des subiects (В17,557)). Источники априоризма заключены прежде всего в понимании природы философии и ее создателя – человека. Не трактовка науки, пиетет перед Ньютоном обусловили априоризм, а скорее, наоборот, общее понимание сущности метафизики, некоторый универсальный априоризм предопределили определенный способ интерпретации науки. Анализ идеи «трансцендентальной метафизики» и понятий, в которых раскрывается ее содержание, дает ключ ко всем вопросам относительно связи априоризма и агностицизма с естествознанием и математикой [1, С. 8]».

«Главная цель теоретической философии Канта – определение возможности, объема и границ априорных синтетических познаний, или, что то же са-мое, априорных познаний предметов… Классическое изложение основ теоретической философии Канта содержится в «Критике чистого разума». В самой «Критике» разделом, где концептуально в общей форме разрешается центральный для Канта вопрос о возможности, границах и объеме априорных синтетических познаний из чистого рассудка, является «Трансцендентальная аналитика». В свою очередь, композиционный центр «Аналитики» составляет «Трансцендентальная дедукция категорий». Именно здесь сосредоточены основные аргументы Канта в решении главной проблемы критицизма. Само название дедукции свидетельствует о том, что в ней дается обоснование правомерности априорного синтетического познания с помощью «элементарных» понятий рас-судка – категорий. Трансцендентальная дедукция «также подтверждает нечувственное происхождение категорий и тем самым помогает избежать срастания «двух стволов» человеческого познания – рассудка и чувственности. В то же время, дедукция раскрывает механизмы взаимодействия чувств, рассудка и во-ображения [2., С. 3 – 4]».

Из вышесказанного видно, что трансцендентальная философия Канта и в частности ее часть о дедукции категорий имеет важное теоретическое и историко-философское значение, так как в ней решаются вопросы о границах и возможностях нашего познания.

Несмотря на то, что философии Канта посвящена обширнейшая литература, работ посвященных дедукции категорий крайне мало. На русском языке, видимо, имеется лишь одна монография по данному вопросу, а именно работа В.В. Васильева «Подвалы кантовской метафизики». Она была взята за основу данной работы. Здесь сохранены ссылки на литературу, приводимые В.В. Васильевым.

В.В. Васильев проводит работу по реконструкции кантовской дедукции категорий. Он определяет местоположение различных видов дедукции (метафизической и трансцендентальной, объективной и субъективной, достаточной и полной, полной дедукции «сверху» и «снизу») в обоих изданиях «Критики чистого разума». Для достижения этой цели он использует анализ других работ, в частности «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» и «Метафизические начала естествознания» а также переписку и черновики Канта. В.В. Васильев также показывает изменение воззрений Канта на важность различных видов дедукции.

Несмотря на то что В.В. Васильев провел важную работу, в ней недостаточное внимание уделено интерпретации кантовской дедукции, отсутствует анализ критики дедукции другими исследователями.

Целью данной работы является изложение трансцендентальной дедукции категорий, проведенной Кантом. В ней необходимо показать возникновение проблемы дедукции категорий, механизм этой дедукции, проведенной Кантом, а также дать анализ дедукции, представить критику дедукции, данную другими философами и исследователями творчества Канта, попытаться ответить на во-прос о том, удалось ли Канту провести дедукцию.

Данная работа состоит из трех глав. В первой главе показывается возникновение проблемы дедукции. Во второй главе показан механизм дедукции, проведенной Кантом. Разбираются различные виды дедукции. Приводится график, показывающий как соотносятся между собой эти дедукции, а также таблица в которой приводится их краткая характеристика. В третьей главе приводится критика дедукции категорий, данная разными исследователями, а также делается попытка ее интерпретации.

наверх

 
 

© С.В. Акимов, 2004

Рейтинг@Mail.ru

 

Сайт управляется системой uCoz